Очистное оборудование

Скачать каталог в электронном виде:

Каталог

Для просмотра документов в формате PDF. Вам необходимо скачать и установить программу Adobe Reader

Закон об очистных сооружениях

Правоотношения, касающиеся очистных сооружений, вытекают из содержания Федерального Закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», который был принят Госдумой России и одобрен Советом Федерации в ноябре 2011 г., а утвержден Президентом 7 декабря того же года под №416-ФЗ.

По замыслу авторов указанный Закон, в отличие от предыдущего, существенно меняет существовавшие схемы сброса загрязненных сливов в централизованные системы водоотведения (ЦСВ). Внедрение требований Закона, по их мнению, позволит улучшить условия жизни соотечественников, значительно снизить нагрузку на природу.

Описание Закона

Закон вышел большим по объему, что понятно по значимости вопроса, которому он посвящен. В его структуре присутствует 8 глав, которые объединяют 43 статьи.

ГЛАВА 1, как и принято в такого рода документах, отражает общие положения Закона, в которых:

В статье 1 определены:

  • сферы, которых касаются положения Закона;
  • установлены источники: регулирования процессов забора воды из водоемов и сброса сливов в них; требований к безопасности и качеству подаваемой воды; формирования отношений в разных сферах деятельности, касающейся водоснабжения и водоотведения, оплаты за них
  • отношения в различных сферах, связанных с этим бизнесом;
  • особые условия водоснабжения и водоотведения на объектах безопасности и обороны;

В статье 2 изложены основные понятия, которые используются в Законе, приведены подробные их описания, расшифровки, исключающие различное трактование; в частности, разъяснено, что стоит понимать под «водоснабжением», «водоподготовкой», «водоотведением», «канализационной сетью», «питьевой водой», «сточными водами», «технической водой» и пр.

Статья 3 посвящена целям, которые преследует государство в вопросах водоснабжения и водоотведения, и принципам, на основе которых такие цели предполагается реализовывать.

В качестве целей на первом месте находится здоровье населения, повышение качества его жизни; здесь же необходимость экономного отношения к воде, улучшение качества очистки стоков, дальнейшее развитие ЦСВ на основе привлечения инвестиций и увеличения заинтересованности бизнеса в таком виде деятельности.

Главным принципом реализации таких намерений избрана приоритетность обеспечения людей питьевой водой, услугами водоотведения, горячей водой; особый упор сделан на открытость всех действий в рамках данного документа со стороны всех задействованных в отрасли организаций.

ГЛАВА 2 – это описание перечней полномочий, которыми наделяются Законом все органы власти, начиная от Правительства и заканчивая местным самоуправлением.

Статья 4 посвящена полномочиям различных органов власти:

1.Правительству РФ вменена обязанность утверждать:

  • правила, устанавливающие порядок пользования водоснабжением и водоотведением;
  • типовые договоры на все виды услуг;
  • порядок контроля за питьевой, горячей водой и стоками;
  • правила образования тарифов, определения инвесткапитала и его учета, норм доходности, стандартов, по которым должна раскрываться информация;
  • порядок госконтроля в отрасли и пр.

2.Федеральному органу исполнительной власти, непосредственно занимающемуся выработкой госполитики и регулированием в сфере ЖКХ, по Закону нужно утверждать:

  • правила: учета воды, стоков; расчета показателей деятельности компаний, занимающихся данным видом деятельности;
  • порядок: ведения учета в отрасли; разработки, утверждения проектов подачи и отвода воды;
  • требования, которые регулируют порядок проведения обследований ЦСВ и пр.

3.Федеральному органу исполнительной власти, который занимается выработкой тарифной политикой, предписано заниматься:

  • установлением предельных индексов по субъектам РФ, в рамках утвержденных Правительства норм водоснабжения и водоотведения;
  • созданием общероссийской информсистемы о тарифах в отрасли;
  • осуществлением контроля тарифов в отрасли;
  • утверждением форм отчетности и порядка их заполнения и представления в инстанции;
  • решением споров, связанных с тарифами и пр.

Статья 5 посвящена также полномочиям, но относящихся к органам исполнительной власти. Среди них:

  • установление тарифов по водоснабжению и водоотведению; выбор методов их регулирования; контроль тарифов;
  • утверждение производственных и инвестиционных программ;
  • осуществление контроля за раскрытием информации в отрасли;
  • утверждение показателей деятельности фирм, занимающихся бизнесом в отрасли и пр.

В статье 6 изложены полномочия по обеспечению работы Закона, относящиеся к органам местного самоуправления. В своей деятельности они могут:

  • организовывать водоснабжение населения;
  • утверждать схемы инженерных коммуникаций поселений, округов;
  • утверждать техзадания под инвестиционные программы и согласовывать их.

Здесь же устанавливается особый порядок их действий на территориях Москвы, а также Санкт-Петербурга.

ГЛАВА 3 представляет свод статей, устанавливающих общий для субъектов РФ порядок, который должен соблюдаться при осуществлении водоснабжения и водоотведения.

В статье 7 излагаются общие правила по данному вопросу:

  • устанавливается, что все взаимоотношения в вопросах подачи и отвода воды осуществляются по договорам (для ЦСВ) и соглашениям с хозяевами системы канализации, если она не является централизованной;
  • разъяснено взаимодействие с гарантирующими организациями и порядок действий при их отсутствии;
  • разъяснен порядок действий местной власти при отсутствии ЦСВ;
  • установлена необходимость компенсации абонентом затрат ЦСВ при сбросе в нее сточных вод, в которых содержатся загрязняющие вещества и микроорганизмы;
  • установлен перечень вопросов по водоснабжению и водоотведению, которые должны находить отражение в порядке выполнения этих процедур, утверждаемом Правительством РФ и пр.

Статья 8 посвящена вопросам, касающимся эксплуатации инженерных сетей, по которым ведется водоснабжение и водоотведение. В ней отмечается:

  • обязательность выполнения требований этого Закона при осуществлении эксплуатации систем;
  • обязательность получения эксплуатирующей организацией лицензии на такой вид деятельности;
  • невозможность прекращения подачи и отвода воды эксплуатирующей организацией в одностороннем порядке;
  • порядок работы с сетями, которые являются бесхозными;
  • порядок отнесения расходов эксплуатирующих организаций на тарифы по подаче и отводу воды;
  • необходимость принятия мер эксплуатирующей бесхозные сети организацией по качественной обработке стоков и пр.

Статьей 9 установлены особенности эксплуатации государственных или муниципальных ЦСВ. Это, например:

  • принципиальная невозможность (в большинстве случаев) приватизации ЦСВ и нецентрализованных их видов;
  • порядок отчуждения ЦСВ, находящихся в собственности акционерных обществ и других юридических лиц.

Статья 10 посвящена вопросам безопасной эксплуатации ЦСВ и их нецентрализованных типов:

  • возложена персональная обязанность на владельцев таких систем по обеспечению их безопасности в случае террористических актов, угроз природного или техногенного характера, возникновения аварийных ситуаций, чрезвычайных происшествий и пр.;
  • установлено, что все сооружения, относящиеся к сетям, должны соответствовать требованиям технического регламента №384-ФЗ, устанавливающего для таких объектов уровень безопасности.

Статьей 11 Закона устанавливается порядок взаимоотношений между организациями, которые задействованы в общем процессе водоснабжения и водоотведения. Ею, в частности, запрещено владельцам сетей препятствовать транспортировке воды по их сетям.

В статье 12 дано подробное трактование понятия гарантирующей организации, установлены отношения между ней и субъектами бизнеса, которыми производится подача и отвод воды. В частности, отмечено, что определение такой компании и зоны ее ответственности производится местным самоуправлением.

В статьях 13…17 представлены требования к типовым договорам по водоснабжению, водоотведению, транспортировке воды. Определены обязательные вопросы, которые должны отражаться в них. Установлено, что конкретные образцы договоров утверждаются Правительством РФ.

Статьи 18 и 19 посвящены вопросам подключения к ЦСВ вновь построенных объектов.

Статья 20 устанавливает правила коммерческого учета при выполнении подачи и отвода воды. Ею установлено, что учету подлежит:

  • количество подаваемой абонентам воды;
  • количество транспортируемой эксплуатирующей организацией воды;
  • количество воды, прошедшей водоподготовку;
  • количество стоков, принимаемых от абонентов;
  • количество стоков, транспортируемых эксплуатирующей организацией;
  • количество стоков, которые прошли специальную очистку.

Порядок ведения коммерческого учета устанавливается исполнительной властью, на уровне Федерального органа, который непосредственно занимается выработкой госполитики и регулированием в сфере ЖКХ.

Статьей 21 определены условия временного ограничения или прекращения подачи воды, отвода ее и стоков. В частности, определены 5 существенных причин для этого:

  • возникновение аварий;
  • существенное ухудшение качества воды;
  • необходимость подачи увеличенных количеств воды к местам пожаров;
  • при сбросе в ЦСВ стоков, отведение которых по условиям загрязнений запрещено;
  • из-за препятствования абонентом нормальной деятельности эксплуатирующей организации.

В ней же есть условия расторжения договоров, которые были ранее заключены на подачу, транспортировку, отвод воды.

Статья 22 отражает порядок вывода ЦСВ из эксплуатации для выполнения их ремонта. При этом обязательно выполнение условий по недопущению ущемления прав абонентов на подачу и отвод воды. Установлены обязательные меры для обеспечения водой потребителей в такой период.

ГЛАВА 4 посвящена обеспечению качества воды.

Статьей 23 определены меры, которые должны приниматься всеми сторонами, задействованными в процессах подачи, транспортировки и отводы холодной воды, статьей 24 – горячей воды.

Статья 25 посвящена производственному контролю проверки качества, который должна осуществлять организация, занимающаяся поставкой воды, ее отведением. Установлено, что программа, на основании которой ведется контроль качества воды, разрабатывается этой же организацией, а перечни показателей, которые должны проверяться должны соответствовать рекомендациям санэпидорганов.

ГЛАВА 5 касается вопросов, относящихся к охране окружающей среды.

Статьей 26 устанавливаются условия безопасного для окружающей среды водоотведения. При этом указано на:

  • необходимость установления нормативов допустимых загрязнений в сбросах, их лимитов;
  • необходимость разработки мероприятий по снижению сбросов;
  • обязанность исполнительной власти информировать население об очистке сливов и работе ЦСВ.

Статья 27 конкретизирует требования, изложенные в предыдущей статье и устанавливает обязанность абонентов производить своими силами предварительную обработку стоков до приведения уровня их загрязнений до величин, которые допускается сбрасывать в ЦСВ.

Статьи 28 и 29 посвящены исчислению и взиманию платы и штрафов за нанесение окружающей среды вреда.

В статье 30 подробно описан контроль за стоками, установлено кем он осуществляется и по каким программам. Установлены действия проверяющих органов при обнаружении нарушений в этом вопросе.

ГЛАВА 6 посвящена регулированию тарифов на подачу воды, ее транспортировку и отведение.

В статье 31 определены виды тарифов и видов деятельности, к которым они относятся; в 32 статье описаны способы и методы регулирования тарифов и периоды их действия. Статья 33 посвящена роли государства в таком важном вопросе, а в статье 34 изложены условия, по которым должны разрабатываться и функционировать стандарты, касающиеся раскрытия информации по тарифообразованию.

Статьей 35 вводится госконтроль за тарифами и их образованием; статья 36 посвящена условиям регуляторной деятельности в бизнесе, связанном с подачей воды и ее отведением.

ГЛАВА 7 – это перечень требований, касающихся планирования и развития ЦСВ. В ней статьей 37 определены условия проведения техобследований систем; установлены (статьей 38) возможные их схемы; приведены целевые показатели (статья 39), которыми оценивается деятельность компаний, занимающихся бизнесом, связанным с подачей и отводом воды.

Статья 40 посвящена всем вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью в отрасли; статья 41 – с производственными программами по ремонту ЦСВ.

ГЛАВА 8 – это обычный раздел Закона, который посвящен заключительным положениям, определяющим порядок действия отдельных частей Закона, устанавливающим сроки всем органам власти по на проведение инвентаризации имеющихся ЦСВ, утверждению схем снабжения водой и ее отведением, определения гарантирующих организаций и пр.

Последней статьей (43) данной главы устанавливается срок введения Закона в действие (начало января 2013 г.). Определены исключения:

  • для статьи 9 – срок ввода начало января 2012 г;
  • части 2 ст. 40 – срок ввода начало января 2014 г.

Особенности Закона

В общем новый Закон «О водоснабжении и водоотведении» систематизировал практику работы с водой и стоками, создал в России четкую единую систему для всех, кто имеет отношение к таким процессам. Его полная реализация гарантированно обеспечит улучшение окружающей среды, улучшит условия жизни россиян.

По заключениям специалистов-практиков, существенные изменения, вызванные Законом, касаются темы обязательной обработки стоков их «производителями» перед сбросом в ЦСВ. Делаться такое должно для приведения загрязненности сливов до допустимых для сброса уровней.

Реализация такого положения подразумевает строительство большинством предприятий собственных очистных сооружений, что для многих из них накладно. Последнее явилось причиной двойного откладывания Правительством РФ ввода в действие отдельных положений Закона.

Дополнительные документы к Закону

Согласно требованиям Закона Правительство РФ выпустило 29 июля 2013 г. Постановление №644, которым утвердило Правила, регламентирующие все вопросы, касающиеся подачи воды потребителям, ее транспортировки и отведения. Документ содержит весь необходимый перечень приложений, которые конкретизируют многие положения Закона и являются основой для принятия предприятиями технических, инвестиционных и иных решений.