Очистное оборудование

Скачать каталог в электронном виде:

Каталог

Для просмотра документов в формате PDF. Вам необходимо скачать и установить программу Adobe Reader

Предупреждение аварийных сбросов загрязненной воды с очистных сооружений

Аварийный сброс загрязненных вод представляет собой внеплановый или внезапный выход обрабатываемых на очистных сооружениях сливов за пределы системы очистки. При этом он характеризуется превышением нормативных объемов сброса воды и/или содержания в ней загрязняющих веществ (это может быть один вид примесей или несколько).

Результат таких событий на очистных сооружениях: нарушение схем очистки стоков, нанесение вреда принимающему сливы водоему. Первое, применительно, например, к системам биоочистки, как минимум приводит к изменениям функционального состояния используемого активного ила или в худшем варианте к его гибели.

Причин возможных аварийных сбросов неочищенных стоков с очистных сооружений множество. Это могут быть просчеты при проектировании схем очистки или используемых в них технологий; ошибки при подборе оборудования, особенно новых образцов с ориентированием на заявленные производителем характеристиками, которые могли быть сознательно завышенными; отказ автоматики отдельных видов оборудования или всей системы в целом; саботаж, диверсии и пр.

Сам вопрос предупреждения последствий от аварийных сбросов загрязненных вод с очистных сооружений не нов, хорошо изучен специалистами отрасли и всегда прорабатывается на стадии разработки проекта строительства любой системы очистки сливов. В частности, является отдельным разделом проекта нормативов допустимых сбросов (НДС), без наличия которого не может быть запущен в эксплуатацию ни один подобный объект.

Проект НДС

Требование разработки проекта НДС и в частности мероприятий по предупреждению аварийных сбросов загрязненной воды в составе общего проекта на очистные сооружения исходит из положений Закона РФ №7-ФЗ, касающегося охраны окружающей среды. Составляется он для оценки воздействия будущего предприятия на подземные и поверхностные воды в зоне его работы. При этом учитываются:

  • режимы водопотребления, водоотведения, принимаемые в системе очистки стоков;
  • установленные государственными нормативами предельно допустимые количества различных примесей в сбрасываемых сливах.

Согласно Методическим рекомендациям проект НДС должен содержать минимум 9 разделов, охватывающих все, традиционно входящие в документы подобного типа, вопросы:

  • раздел 1 является введением; в нем приводится перечень директивных ведомственных документов, методических указаний, рекомендаций, ГОСТов, которые были использованы для составления проекта ПДС;
  • раздел 2 посвящен подробному описанию предприятия; в нем отображаются виды деятельности, указывается количество и характеристики входящих в предприятие площадок, их места расположения, количество работающих на них работников; в этом же разделе дается характеристика и перечень вспомогательных и основных производств, всех участков, цехов, структурных подразделений, занятых в производстве; также отражаются данные о сооружениях и зданиях на промплощадках; приводится подробная информация о видах и объемах выпускаемой продукции, производственные показатели деятельности предприятия в целом и в разрезе всех подразделений; указываются реквизиты земельных и учредительных документов, размеры площадей землепользования (санитарной зоны, озеленения, общей, застроенной); дается полная информация обо всех арендаторах и если их больше пяти, то составляется отдельный 10-й раздел; для большей наглядности в раздел включают карту-схему района местности, в которой размещено предприятие, с указанием положения сооружений, зданий, водоохранной и санитарной зон;
  • раздел 3 посвящается подробному описанию состояния существующего водного объекта; обычно он включает наименование, категорию использования, характеристики объекта, бассейн, к которому относится; гидрологические условия объекта; показатели качества воды обычно приводятся таблицей, с отражением в ней данных по створам в месте водозабора и выше точек, куда предусматривается сброс очищенных вод;
  • в разделе 4 предприятие рассматривается как источник загрязнения; здесь должны присутствовать: баланс водопотребления всех его структурных подразделений и водоотведения с них; перспектива развития производства; мероприятия и предложения, которые направлены на уменьшение количества загрязняющих примесей в сбрасываемых сливах; для удобства все сведения приводятся таблично;
  • раздел 5 посвящен непосредственно расчетам ПДС, которые проводятся по Временным методическим рекомендациям, действующим с 1990 г.;
  • в разделе 6 описывается принятая на очистных сооружениях технология обработки, складирования и использования осадков, получаемых при обработке сливов;
  • раздел 7 посвящен предложениям, относящимся к недопущению аварийных сбросов стоков; общие требования к руководству промышленного предприятия, которые должны предупреждать негативные последствия аварийных ситуаций включают:
    1. неукоснительное соблюдение на предприятии параметров технологии на всех основных производствах, нормальную эксплуатацию агрегатов, сооружений, оборудования;
    2. выполнение мероприятий, которые обеспечат гарантированный перехват случайных переливов отходов, разных жидких продуктов, используемых или получаемых в производстве, и перекачивание их обратно в очистные сооружения, на повторную обработку;
    3. исключение возможности сбросов сливов в естественные водотоки и водоемы при аварийных ситуациях;
    4. исключение возможности сбросов аварийных сливов в канализацию, предназначенную для приема ливневых стоков без достаточной предварительной их очистки.
  • Физически все описанное, как примерный вариант, может предусматривать:
    1. устройство дополнительных дублирующих трубопроводов, позволяющих своевременно отключать аварийные участки;
    2. комплектование очистных сооружений оборудованием, выполненным из стойких к абразивному и коррозийному воздействию агрессивных сред;
    3. устройство дополнительных накопительных емкостей, способных принять и сохранять некоторое время возможные объемы аварийных стоков; обычно они оборудуются всеми необходимыми коммуникациями, позволяющими производить обратную перекачку сливов в систему очистки;
    4. обязательное обваловывание сооружений и площадок, на которых могут происходить аварийные ситуации со сбросом стоков, жидких продуктов; при этом на таких площадках создаются системы, предназначенные для сбора и отвода ливневых вод;
    5. все места аккумуляции аварийных стоков комплектуются оборудованием для их обратной перекачки на очистные сооружения или на производство;
    6. организацию системы, которая позволяла бы собирать загрязненный поверхностный сток после аварийного сброса стоков и передавать его обратно на систему очистки.
  • раздел 8 посвящен мероприятиям, обеспечивающим контроль соблюдения рассчитанных нормативов ПДС в период эксплуатации объекта; разрабатываются различные графики по данному вопросу и согласовываются в соответствующих инстанциях; при этом схема-график включает: перечень всех точек, в которых должен производиться контроль; перечень загрязнителей, подлежащих контролю; сроки контроля, их частоту, применяемые при этом методы анализов, объем исследований.
  • в разделе 9 собраны приложения, которые включают схему водопотребления на предприятии и схему водоотведения.

Разработанный в полном объеме проект ПДС, в том числе и предложения по предотвращению аварийных сбросов стоков с очистных сооружений, предварительно согласовывается в органах СЭС, затем передается на согласование в Федеральную службу соответствующего субъекта РФ, который отвечает в регионе за экологический, технологический и атомный надзор.

В итоге на объект выдается Разрешение, позволяющее сбрасывать очищенные воды в соответствующие поверхностные водоемы. Оно действует 5 лет, после чего должно обновляться после пересчета и корректировки ПДС по данным фактической работы системы очистки.