Очистное оборудование

Скачать каталог в электронном виде:

Каталог

Для просмотра документов в формате PDF. Вам необходимо скачать и установить программу Adobe Reader

Основные нарушения при сбросах загрязненной воды и меры ответственности за эти нарушения

Все вопросы, связанные со сбросами загрязненной воды и ответственности за нарушения, которые могут возникать при этом, регламентируются действующими Законами РФ, Постановлениями Правительства, ведомственными актами. Это, в частности:

  • Водный кодекс РФ;
  • Закон «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ, принятый Госдумой и Советом Федерации и утвержденный Президентом РФ в 2011 г;
  • Постановление № 644 Правительства РФ, появившееся в июле 2013 г. как результат развития положений указанного Закона; им утверждены Правила, которые должны соблюдаться всеми хозяйствующими субъектами России, в частности, при водоотведении;
  • Административный и Уголовный кодексы РФ.

Данными документами определены в полной мере условия и порядок, которые должны соблюдаться предприятиями при сбросах загрязненных вод со своих локальных очистных сооружений; они же и определяют возможные нарушения процедуры и меры ответственности должностных лиц за них.

Нарушения при сбросах вод

На практике сегодня существуют две схемы сброса загрязненных вод после прохождения ими очистных сооружений:

  • в окружающую среду (в поверхностные водоемы, на рельеф);
  • в существующие канализационные сети.

В первом случае при вводе очистных сооружений в эксплуатацию, а также после через каждые 5 лет разрабатывается ПДС (проект допустимых нормативов сбросов), в котором:

  • устанавливаются разрешенные для объекта объемы сбросов сливов в водоемы;
  • предельно допустимые концентрации различных примесей в сбрасываемых водах;
  • конкретные места сброса загрязненных вод в водоем.

Основные нарушения, которые могут возникать при такой схеме сброса сливов с очистных сооружений, следующие:

  • сброс вод в водоем в неустановленных ПДС местах;
  • превышение разрешенных объемов вод, сбрасываемых в водоем;
  • превышение допустимых концентраций загрязнителей при сбросах стоков;
  • сброс сливов на прилегающую к очистным сооружениям местность.

Последствия таких нарушений при эксплуатации очистных сооружений могут быть разными: превышение норм загрязненности воды в водоеме, почве; появление в них примесей, которые запрещены законодательством для сброса в открытые водоемы или на рельеф; гибель биологических объектов, обитающих в водоеме; отравление людей, пользующихся водоемом для отдыха и пр.

При второй схеме сброса вод с очистных сооружений существуют другие правила. В частности, действующим в России законодательством и нормативами запрещено сбрасывать в существующие общегородские канализационные сети сливы, не отвечающие по загрязненности и кислотности определенным параметрам. Также подлежат предварительному согласованию с эксплуатирующими сети организациями объемы сбросов, концентрации в них различных примесей.

Несоблюдение указанных условий может привести к сбоям в работе канализационных систем, выходу из строя входящих в них общегородских очистных сооружений. Последнее чревато осложнением экологической обстановки в регионе, что может быть причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, требующих вмешательства соответствующих служб.

При любой схеме сброса стоков на очистных сооружениях должен быть обеспечен качественный учет объемов сбрасываемых вод, ведение постоянного контроля за наличием и концентрацией в них примесей. При сбрасывании сливов в окружающую среду нормативными документами также устанавливается необходимость контроля загрязненности воды в водоеме в месте сброса и в контрольных створах, удаленных от нее вверх и вниз по течению.

Контроль за сбросом загрязненных вод с очистных сооружений

Указанными выше документами установлен порядок контроля за функционированием очистных сооружений и, в частности, за сбросом с них сливов в водоемы или в существующие канализационные сети.

Основной контроль возлагается на предприятие, в ведении которого находятся очистные сооружения. Обычно по данному вопросу издается приказ или распоряжение, в котором подробно излагаются вопросы, которые должны контролироваться при эксплуатации системы очистки стоков, назначаются ответственные за это службы, конкретные работники.

Государством также определены федеральные организации, которые, в силу возложенных на них обязанностей, обязаны следить за соблюдением водоохранного законодательства. Среди них органы санэпидконтроля, агентства по надзору за состоянием окружающей среды, водных объектов.

Ответственность за нарушения при сбросах вод

Мера ответственности за нарушения, связанные со сбросом стоков с очистных сооружений, зависит от величины ущерба, который наносится окружающей среде, предприятию и его имиджу.

На уровне предприятия, эксплуатирующего очистные сооружения, ответственность за нарушения сброса загрязненных вод устанавливаются обычно в том же приказе, в каком определяется такой перечень и устанавливаются ответственные лица. Конкретно это может быть объявление выговора, несоответствия занимаемой должности, лишение надбавок к заработной плате, штраф, возмещение ущерба и пр.

Если нарушения приводят к серьезным последствиям, связанным, например, с загрязнением водоема, гибелью рыбы, то может наступать административная и уголовная ответственность, которая установлена действующим в России законодательством.

Водным кодексом (ст. 130) за нарушения водного законодательства устанавливаются меры административной и уголовной ответственность. При этом конкретизация их не приводится и должна приниматься по действующему законодательству.

Административная ответственность за нарушения при сбросах стоков с очистных сооружений предусмотрена в виде штрафов. Налагают их на ответственных лиц инспекторы Минприроды РФ, действуя при этом в пределах своих полномочий и компетенции. Данное наказание не избавляет от необходимости устранения выявленных нарушений и возмещения нанесенного ущерба.

КоАП РФ, в частности, устанавливает такие составы административных нарушений, связанных со сбросом сливов с очистных сооружений:

  • самовольное водопользование, захват государственных водных объектов (ст. 47);
  • засорение и загрязнение вод, нарушение на водосборах водоохранного режима, что ведет к загрязнению вод (ст. 57);
  • самовольные работы гидротехнического назначения, забор воды без плана водопользования или с его нарушением, бесхозяйственное потребление воды, отсутствие учета сбрасываемых вод или неправильное его ведение (ст. 59);
  • повреждение, преднамеренный вывод из строя водохозяйственных устройств, сооружений, связанные с их эксплуатацией нарушения (ст. 60).

За загрязнение вод в России установлена и уголовная ответственность. В соответствии с Уголовным кодексом это:

  • засорение, загрязнение, а также истощение вод (подземных, поверхностных), источников, из которых проводится забор питьевой воды (ст. 250); ее применяют, если указанные деяния привели к существенному вреду растительному или животному миру, повлияли на рыбные запасы, на сельское или лесное хозяйство; наказание по статье от штрафа, равного 100…200 минимальным размерам оплаты труда, до ареста на 3 месяца;
  • если же деяния, отмеченные выше, причинили вред здоровью людей, привели к массовой гибели рыбы, или все это произошло на заповедной территории, в зоне экологического бедствия, чрезвычайного происшествия, наказания увеличиваются, соответственно, до 200…500 минимальных зарплат и 3 лет заключения;
  • если же происшествие стало причиной гибели человека, ответственным лицам грозит лишение свободы до 3 лет.

Статья 250 этого же Кодекса предусматривает наказание не только за свершившееся нарушение при сбросе сливов с очистных сооружений, но так же и за непринятие мер для предотвращения такой ситуации. При этом мера наказания зависит от значимости водоема в регионе, реальных последствий, действий подозреваемого в момент происшествия.